ИЗДАНИЯ
НИЛОВ В.Н. ХОРЕОГРАФИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ. МИНКУЛЬТУРЫ КАМЧАТСКОГО КРАЯ, 2015.-442 c.
"Хореография коренных народов Камчатского края" состоит из четырех разделов:
первый - "Алеутско-эскимоские народы" (алеуты и эскимосы); второй - "Качатско-чукотские народы" (ительмены, коряки и чукчи); третий - "Эвено-юкагирские народы" (эвены и юкагиры); четрвертый - "Урок Северного танца". Каждый раздел заканчивается словарем терминов, списком литературы, эскизами костюмов и нотными примерами песен и танцевальных мелодий.
Структура каждого раздела состоит из исторической справки, исследователей, описание хореографической пластики в обрядах и ритуалах, имитационно-подражательных и игровых танцах, традиционной одежде, музыке и музыкальных
инструментах. Заканчивается монография именным указателем, картой Камчатского
края. Издание рассматривается как учебно-методическая база для преподавателей хореографических отделений, кафедр и факультетов учреждений культуры и искусств, для проведения уроков, творческих мастерских и семинаров.
НИЛОВ В.Н. ХОРЕОГРАФИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ. МОНОГРАФИЯ. - М.: ВЕК ИНФОРМАЦИИ, 2009.-300 c.
Монография "Хореография коренных народов Красноярского края" состоит из
четырех разделов: первый - "Самадийские народы" (ненцы, энцы, нганасане и селькупы); второй - "Тунгусские народы" (эвены и эвенки); третий - "Тюрские народы" (долганы, тофалары и якуты); четрвертый - "Музыка коренных народов Красноярского края" О.Э. Дожбанской. Каждый раздел заканчивается словарем
терминов, списком литературы, эскизами костюмов и нотными примерами песен и танцевальных мелодий.
Структура каждого раздела состоит из исторической справки, исследователей, описание хореографической пластики в обрядах и ритуалах, имитационно-подражательных и игровых танцах, традиционной одежде, музыке и музыкальных инструментах. Заканчивается монография именным указателем, картой Красноярского края и общей литературной справкой где читатель может дополнительно узнать о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и
Дальнего Востока России.
НИЛОВ В.Н. ТРАДИЦИОННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ НАРОДОВ АЗИИ. МОНОГРАФИЯ-ВЛАДИВОСТОК: ПК УЦППКК, 2005.-205.
Монография «Традиционная хореография коренных народов Северной Азии» состоит из четырех разделов: алеутско-эскимосских народов (алеутов и эскимосов); камчатско-чукотских народов (ительменов, коряков и чукчей); тунгусских народов (эвенов и эвенков); тюрских народов (долган, тофаларов и якутов). Каждый раздел монографии состоит из исторической справки, исследователей, описания хореографической пластики в обрядах и ритуалах, имитационно-подражательных и игровых танцах, традиционной одежде, музыке и музыкальных инструментах.
Заканчивается монография картой Дальневосточного федерального округа и общей литературой (что читать дополнительно о коренных малочисленных народах Севера
и Дальнего Востока России).
НИЛОВ В.Н. СЕВЕРНЫЙ ТАНЕЦ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2-Е ИЗД., ДОП. - М.: СЕВЕРНЫЕ ПРОСТОРЫ, 2005.-168 с.
«Северный танец. Традиции и современность» – 2-ое издание выпущенной в 2001 г. книги «Северный танец. Традиции и современность». Значительно дополненное, оно рассказывает о традиционном хореографическом искусстве коренных
малочисленных народов Севера России: алеутах, долганах, ительменах, коряках,
манси, нганасанах, ненцах, селькупах, тофаларах, хантах, чукчах, эвенах, эвенках,
энцах, эскимосах, юкагирах и якутах. Структура каждого народа включает в себя
описания хореографической пластики в обрядах и ритуалах, имитационно-подражательные и игровые танцы, традиционную одежду, музыку и музыкальные инструменты. Заканчивается литературой о хореографии коренных народов Севера в статьях, очерках и монографиях, а также списком фольклорных коллективов
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации – участников фестивалей 2000–2005 гг.
НИЛОВ В.Н. СЕВЕРНЫЙ ТАНЕЦ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТИ. - М.: СЕВЕРНЫЕ ПРОСТОРЫ, 2001., ИЛ., НОТЫ. - 125 с.
«Северный танец. Традиции и современность» рассматривает традиционную хореографию коренных народов Севера: алеутов и эскимосов; ительменов, коряков и чукчей; эвенов и эвенков. Структура каждого народа включает в себя: описания хореографической пластики в обрядах и ритуалах, имитационно-подражательные и игровые танцы, традиционную одежду, музыку и музыкальные инструменты. Заканчивается литературой о хореографии коренных народов Севера в статьях, очерках и монографиях.
НИЛОВ В.Н. УНАНГАН. ЗАПИСКИ ХОРЕОГРАФА. КОМАНДОРСКИЕ ОСТРОВА - М.: МГУКИ 1999.-115 с.
"Унанган. Записки хореографа" Уникальное авторское исследование проведенное им в период проживания на Командорских островах (о. Беринга и о. Медный) с 1982 по
1984 годы. Получив поддержку и утвердив план работ в Министерстве Культуры РСФСР, Райисполкомах Камчатской области и Алеутского района, заручившись поддержкой семьи он провел на островах безмалого 2 года для изучения,
инсценировок, танцев, музыки, музыкальных инструментов, костюма и орнамента Алеутов. Проводя аудиозаписи, тех бесценных крупиц легенд и приданий он сумел создать не только уникальный фонд хореографической памяти алеутского народа, но и возродил его, с созданием хореографического ансамбля народного танца УНАНГАН (АЛЕУТ). Благодаря своему таланту, любознательности и упорству, впервые в
истории острова о. Беринга сумел представить ансамбль Унанган и в столице СССР
Москве, что фактически открыло алеутское-хореографическое искусство нашей стране и обогатило Северный танец. В оформлении книги им были использованы репродукции из британского издания "Костюмы народов России. Камчатка. Алеуты. 1810 год"
НИЛОВ В.Н. НАРОДНОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КОМАНДОРСКИХ АЛЕУТОВ. МОНОГРАФИЯ.-М.: МГУКИ, 1999.-185 с.
В монографии рассматривается народное хореографическое искусств командорских
алеутов. Даны записи сценических танцев: УХДУХ – «Танец с жирниками», ЧАЧКУХ –
«Пояс», «Сражение», КАГ, АНАДАХ – «Танец радости», САРАНАМ ТАЯГУНИШ – «Мужчины с Саранного», а также алеутские народные игры, которые могут быть
использованы для постановки танцев. Заканчивается работа терминологией и
сценарием для народного театра «О злом разбойнике АМКИТУХ,е и добром охотнике МАЙГНАХ,е» по алеутской легенде-сказке ТИГЛАМ КАНУГИ – «Сердце орла».
ЖУРНАЛЫ
НИЛОВ В.Н. АВТОР ПРОЕКТА И ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА СЕВЕРНЫЙ ТАНЕЦ
Журнал был выпущен при поддержке Министерства Регионального развития России.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-43608 от
18 января 2011 года. Журнал "Северный танец" собирает и публикует исторические
сведения по хореографическому искусству коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Журнал обобщает проверенные на
практике принципы изучения народной хореографии северян с развернутым
описанием движений.
Содержание: Коряки, ансамбль "АНГТ", Чукчи, Александр Гиль как этнограф, "Чукотка" вновь покоряет Европу.
НИЛОВ В.Н. АВТОР ПРОЕКТА И ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА СЕВЕРНЫЙ ТАНЕЦ
Журнал был выпущен при поддержке Министерства Регионального развития России.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-43608 от
18 января 2011 года. Журнал "Северный танец" собирает и публикует исторические сведения по хореографического искусства коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Северные пляски вызывали огромный
интерес уже у путешественников XVII-XIX, сохранились немногие описания ритуальных и обрядовых плясок, записанных в разных районах Севера России. Этот материал при всей его фрагментарности представляет огромный интерес.
Содержание: Алеуты, ансамбль "Эльвель", Библиотека хореографа, Ительмены, Эскимосы, Душа России, Клуб читателей.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ КОНГРЕССЫ И КОНФЕРЕНЦИИ
3-й МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ КОНГРЕСС ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ТАНЦА ЮНЕСКО В НОВОСИБИРСКЕ 2018
THE 3nd CONGRESS INTERNATIONAL SCIENTIFIC OF THE WORLD COUNCIL OF DANCE - CID UNESCO 2018
Урок хореографии в развитии творческих способностей ученика: профессиональное
образование. Choreography lesson in the development of abilities of students in
secondary school.
Нилов В.Н. доктор педагогических наук, профессор, в его статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей школьника средствами хореографического искусства, со всей совокупностью принципов, методов и основ
целеполагания, что позволит педагогу-хореографу грамотно и осознанно подходить к
построению урока хореографии, формируя хореографическую и музыкальную
культуру учащихся, как часть их общей духовной культуры.
ПОСВЯЩЯЕТСЯ 240-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ 2016
Организатор конференции: МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ. VII МЕЖВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВА". Россия, Москва, 11 апреля 2016
ОПЫТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Нилов Вячеслав Николаевич, доктор педагогических наук,
профессор, член CID UNESCO, ученый-исследователь хореографического искусства
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, главный редактор научно-популярного
журнала "Северный танец".
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОССИЯ И ЕВРОПА. Современное состояние и перспективы СПб.: АРБ, 2014 - 815.
CHOREOGRAPHIC EDUCATION: RUSSIA AND EUROPE. Current glate and prospects
НИЛОВ В.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ
Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся рассмотрены на уроках хореографии, где они формируют хореографическую и музыкальную культуру учащихся, как часть их общей духовной культуры. В этом смысле, мы стоим на позиции развивающего обучения, настаивая на том, что учащийся не должны быть лишь только потребителями культурного наследия, а должны стать носителями культуры, продолжателями ее и творцами.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ИСТОРИЯ И ОПЫТ. с.-356. 2013
Сборник научных статей по материалам второго международного научно-
практического форума: научные школы педагогики и искусства в современном образовании. Москва, 19-21.10.2013. Scientific school of pedagogy of the art in modern education. Moscow, 19-21.10.2013. В.Н. Нилов доктор пед. наук, профессор, старший научный сотрудник ФГНУ ИХО РАО, г. Москва. Художественное образование школьников средствами хореографического искусства при взаимодействии общественных школ и учреждений культуры. с. 247-251.-М. 2013
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "РУССКИЙ БАЛЕТ КАК МИРОВОЙ ФЕНОМЕН В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ" РОССИЯ, МОСКВА, 16-18.10.2012. СБОРНИК ТЕЗИСОВ с. 198. 2012
THE MOSCOW STATE ACADEMY OF CHOREOGRAPHY. INTERNATIONAL CONFERENCE "RUSSIAN BALLET AS GLOBAL PHENOMENON OF CONTEMPORARY CULTURE PROCESS" RUSSIA, MOSCOW, NOVEMBER 16-18, 2012. BOOK OF ABSTRACT с. 198. 2012
В.Н. Нилов, доктор педагогических наук, профессор Российской академии образования. Педагогические принципы развития художественного мышления
творческих способностей учащихся на уроке хореографии. с. 91-93. -М. 2012
2-ой СИБИРСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ КОНГРЕСС ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ТАНЦА ЮНЕСКО 2011
THE 2nd SIBERIAN INTERNATIONAL RESEARCH CONGRESS CID UNESCO 2011
НИЛОВ В.Н. ТВОРЧЕСТВО М.С. ГОДЕНКО - МАСТЕРА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Приступая к рассмотрению творчества М.С. Годенко, мастера современного русского
народного хореографического искусства, необходимо рассмотреть сложившиеся
мотивации, которые повлияли на формирование направлений в русском народном хореографическом искусстве. Прежде чем разбирать направления в русском народном хореографическом искусстве, необходимо проанализировать русское народное хореографическое искусство второй половины XX века.
ТЕЗИСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. КУЛЬТУРА ЯЗЫК, ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ СИБИРСКОГО РЕГИОНА с. 274 - г. БИЙСК 2011
В.Н. Нилов г. Бийск АГАО им. В.М. Шукшина. Хореография коренных народов Севера в дополнительном и основном образовании. В развитии личности существует различные определения способности к творчеству, но общим для них становится
создание нового, оригинального. Критерием творчества детей и молодежи коренных
народов Севера является не только качество результата, а и характеристики творческого процесса или совокупность способности к творчеству, активирующие
творческий потенциал. Несмотря на данную коренным народам от природы способность к творческой деятельности только целенаправленное обучение и воспитание дает возможность обеспечить высокий уровень ее развития.
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК, РОССИЯ, 23-26 июня 2003 г. ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА УГРОВЕДЕНИЯ, ПОД РУКОВОДСТВОМ ООН И ЮНЕСКО. - М., 2004. - 660 с.
НИЛОВ В.Н. ТРАДИЦИОННАЯЯ ХОРЕОГРАФИЯ ОБСКО-УГОРСКИХ НАРОДОВ
Традиционная пластика танцев обско-угорских народов (хантов и манси) привлекает внимание этнохореографов уже на протяжении многих лет. В данной статье представлена мансийская, мужская и женская хореографическая пластика.
ФЕСТИВАЛИ. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ЭТНО-ФЕСТИВАЛЬ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. "МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЯ" / ОТВ. РЕДАКТОР В.Н. НИЛОВ - М.: ИХО РАО, 2012. - 64 с.
Этно-фестиваль творческих коллективов, молодежных клубов и центров Российской Федерации "Многонациональная Россия" в этно-культурном центре "Хаски лэнд".
Московский фестиваль народов Севера в этнокультурном комплексе "Хаски энд" творческих коллективов, молодежных клубов и центров Российской Федерации является социально-воспитательным проектом. Проводится фестиваль в целях развития художественно-творческих способностей детей и молодежи через
совершенствование социально-воспитательной работы по месту жительства.
КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ / ОТВ. РЕДАКТОР В.Н. НИЛОВ - М.: ИХО РАО, 2012. - 186 с.
Российская Федерация - одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности. Многообразие национального, религиозного и языкового состава населения, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета государством интересов всех народов, проживающих в Российской Федерации, высокая степень участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики определяют основные особенности современного этнокультурного развития народов Российской Федерации. Задача современной государственной национальной политики Российской Федерации состоит в укреплении духовной консолидации
многонационального народа России как единой гражданской нации.
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ. АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ. "ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КУЛЬТУРА" 2014
В.Н. Нилов Лекция: "Хореография коренных малочисленных народов Северо-
Востока Российской Федерации по монографии "Северный танец: традиции и
современность"
В.Н. Нилов Мастер-класс по пластике коренных народов Севера КДЦ "Октябрь", зал хореографии
В.Н. Нилов Семинар по формированию программы концерта КДЦ "Октябрь" www.to-
VII СЪЕЗД КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ Г. САЛЕХАРД 23-30 МАРТА 2013 ГОДА.
Работа секции: Состояние правового обеспечения жизнедеятельность коренных
В.Н. Нилов модератор IV сессии: Духовное и культурное наследие.
В.Н. Нилов Доклад: Духовное и культурное наследие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА НАРОДОВ СЕВЕРА. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 12-13 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Секция. Культура и искусство народов Севера: традиции и инновации.
В.Н. Нилов ДОКЛАД: Изучение сохранения и возрождения песенно-танцевальной
культуры народов Севера
Организаторы международно-практической конференции:
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации www.raipon.info
Международный Фонд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока "Батани" www.batanifund.org
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
НИЛОВ В.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, КЛУБОВ И ЦЕНТРОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА – М.: ГБУ НМЦ СВР ДСМП, 2013. – 210 с.
Методическое пособие "Формирование творческих способностей учащихся хореографических искусством" состоит из двух частей. Первая часть - теоретическая, в которой рассматривается формирование творческих способностей учащихся
средствами хореографического искусства. Вторая часть - представлены программы
по хореографическим дисциплинам: "музыкально-ритмическое воспитание", "общая хореография", "ритмика (корригирующая, дыхательная и партерная)", "хореография и элементы музыкальной грамотности" для младших школьников; "классический хореография", "русская народная хореография", "бальная хореография", и "современная хореография" для учащихся средних классов. РЕКОМЕНДОВАННО К ИЗДАНИЮ: УЧЕНЫМ СОВЕТОМ Института художественного образования
Российской Академии Образования (Протокол №10 от 21.09.2010 г.)
НИЛОВ В.Н. БАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЕКТИВОВ КУБОВ, ЦЕНТРОВ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА.- М.: ГБУ НМЦ СВР ДСМП, 2012.-198 с.
Методическое пособие "Бальная хореография" состоит из двух частей. Первая часть - программа, рассчитанная на 7 лет. Вторая часть - методическое пособие к программе бальная хореография содержит основные движения и упражнения бальных танцев (поклон, танцевальный шаг, двойной притоп, подскок, боковой скользящий шаг, галоп, полька, шаг полонеза, балансе, вальсовая дорожка, а так же правый и левый поворот вальса по 3-ей позиции) и 6 разделов: танцы игры; историко-бытовые танцы; танцы, поставленные на национальном материале разных народов (отечественных и зарубежных); европейские и латиноамериканские танцы; танцы, основанные на современных ритмах. Каждый раздел формируется примерами бальных танцев с нотами. К методическому пособию прилагается 1 CD диск с музыкой бальных танцев. РЕКОМЕНДОВАННО К ИЗДАНИЮ: УЧЕНЫМ СОВЕТОМ Института художественного образования Российской Академии Образования
(Протокол №10 от 21.09.2010 г.)
НИЛОВ В.Н. ХОРЕОГРАФИЯ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЕКТИВОВ, МОЛОДЕЖНЫХ КЛУБОВ И
ЦЕНТРОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА - М.: ГУ НМЦ СВР, 2010.-104 С., прил. 2 CD - диска
Хореография является методическим пособием предназначенным для руководителей
и преподавателей творческих коллективов общеобразовательных школ, молодежных
клубов и центров по месту жительства. Сборник состоит из двух частей. Первая часть - программа; рассчитана на 3 года и содержит следующие разделы: ритмика и элементы музыкальной грамоты; танцевальные движения; описание этюдов, игр и
танцев. Вторая часть - методическое пособие к программе; состоит из описания
движение и упражнений для шеи, рук, кистей, плечевого пояса, ног и танцевально-игровых упражнений под музыку с пением. К методическому пособию прилагаются 2 диска с детской музыкой.
ВСЕ ТРИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЯ РЕКОМЕНДОВАННЫ К ИЗДАНИЮ: УЧЕНЫМ СОВЕТОМ Института художественного образования Российской Академии
Образования (Протокол №10 от 21.09.2010 г.)
НИЛОВ В.Н. ХОРЕОГРАФИЯ И ИГРЫ КОМАНДОРСКИХ АЛЕУТОВ. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ - БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ - ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ: ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, 2007. - 72 с.
Данное методическое пособие содержит научные, сценарные и информационные материалы по истории, традициям, фольклору, хореографии командорских алеутов. Пособие предназначено для фольклористов, руководителей хореографических коллективов, студентов и преподавателей
хореографических отделений учебных учреждений культуры и
искусств.
НИЛОВ В.Н. НАРОДЫ ТАЙМЫРА И ИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. ВСЛЕД ЗА СОЛНЦЕМ. – КРАСНОЯРСК: ГКЦНТ, 2002. – 67 с.
В методическом пособии «Народы Таймыра и их хореографическое искусство. Вслед за солнцем» представлена хореография самадийских народов: ненцев, энцев, нганасан и селькупов. Фотографии участников творческих коллективов фестиваля «Вслед за солнцем»: ансамбль танца «Оганер» (г. Норильск); фольклорный ансамбль «Ваталинка» (г. Стрежевой, Томской области); тофоларский ансамбль «Дыырак Ибилер (п. Алыгджер, Иркутской области); хореографический ансамбль «Хотугу сулус» (п. Ессей, Эвенкийский автономный округ); фольклорный ансамбль «Солоны» (г. Горно-Алтайск); ансабль «Кунеш» (г. Онгудай, Республика Алтай); ансамбль
«Сайзанак» (Республика Тыва); ансамбль «Хосинкан» (Республика Бурятия);
Ансамбль «Де-бей-дэ» (Читинская область); ансамбль «Таймыр» (г. Дудинка).
РОССИЙСКИЙ СЕВЕР: ТРАЕКТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - М.: КНОРУС, 2006 - 1296 с.
НИЛОВ В.Н. ТРАДИЦИОННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий, но только в XIX-
XX вв. мировая наука открыла для себя выдающиеся явления культуры, созданные
коренными малочисленными народами Севера. Вызывает восхищение, что северные
народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и сохранить свою оригинальную неповторимую не повторимую
традиционную культуру. У каждого из КМНС мы встречаем развитую форму этноса,
философски глубокую мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями; множеством уникальных и интересных танцев, сопровождаемых песнями и музыкальными инструментами.
ВСЛЕД ЗА СОЛНЦЕМ.- ВЛАДИВОСТОК: ПК УЦППКК, 67 с.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ "НАРОДНОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО" МАСТЕР-КЛАСС НИЛОВА ВЯЧЕСЛАВА НИКОЛАЕВИЧА
Вячеслав Николаевич объездил почти весь Крайний Север, занимаясь исследованиями, традиционной хореографической культуры ненцев и нганасан,
хантов и манси, чукчей и коряков, эскимосов и алеутов.
Он участник многих исследовательских проектов по культуре народов Крайнего Севера.
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ" ВКЛЮЧЕН ВАК МОН РФ В ПЕРЕЧЕНЬ ВЕДУЩИХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ И ИЗДАНИЙ №5, 2014
В.Н. Нилов. Институт художественного образования Российской академии образования
Хореографическое искусство в художественном образовании школьников при взаимодействии учреждений образования и культуры.
В статье представлена авторская концепция, состоящая из трех уровней: приобщение младших школьников к хореографии; углубленное предпрофессиональное изучение хореографического искусства и профильное обучение, приближенное к профессиональному. Вопросы взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений культуры по формированию художественно-творческих способностей школьников в разных сферах искусства получили освещение во многих исследованиях.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ" ВКЛЮЧЕН ВАК МОН РФ В ПЕРЕЧЕНЬ ВЕДУЩИХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ И ИЗДАНИЙ №1, 2014
В.Н. Нилов. Институт художественного образования Российской академии
образования
Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства.
В статье рассмотрены педагогические условия формирования и развития творческих
способностей учащихся, со всей совокупностью принципов, методов и основ целеполагания, что позволит педагогу-хореографу грамотно и осознанно подходить к
построению урока хореографии.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ" ВКЛЮЧЕН ВАК МОН РФ В ПЕРЕЧЕНЬ ВЕДУЩИХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ И ИЗДАНИЙ №1, 2013
В.Н. Нилов. Институт художественного образования Российской академии
образования
Хореографическое искусство в формировании социально-культурного пространства по месту жительства.
В статье рассматривается формирование социально-культурного пространства по месту жительства средствами хореографического искусства. В фестивальном движении самодеятельного творчества у детей и молодежи развивается художественно-творческие способности, высокая социальная активность, патриотизм, формируется высокая общая культура.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ. ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА. - М.: ДСМП НМЦ СВР, 2012, - 84 с.
НИЛОВ В.Н. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА. ИНТЕНСИВНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЕЙ И ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ДЕЛАЮТ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ СТОЛИЦЫ, В КОТОРОЙ
ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ, СПОСОБНАЯ ТВОРЧЕСКИ ПОДХОДИТЬ К НОВЫМ
УСЛОВИЯМ, НЕ ТОЛЬКО ПОДСТРАИВАЯСЬ И ПРЕСПОСАБЛИВАЯСЬ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, НО И ПРЕОБРАЗУЯ ЭТОТ МИР ВОКРУГ СЕБЯ, ДЕЙСТВУЯ ВО ИМЯ И НА БЛАГО ЧЕЛОВЕКА.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ. ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. ВТОРАЯ ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 15 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОДА (В НОВОМ 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ). МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. -М.: ДСМП НМЦ СВР, 2011. - 124 с.
НИЛОВ В.Н. БАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МОСКВИЧЕЙ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ КЛУБОВ И ЦЕНТРОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ. ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. МОСКОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ КЛУБОВ И ЦЕНТРОВ "РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ С ТЕБЯ" - М.: ДСМП НМЦ СВР. 2011, - 92 с.
НИЛОВ В.Н. ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ, МАССОВЫХ МЕСТНЫХ ПРАЗДНИКОВ В НАШИ ДНИ СТОЯТ ОЧЕНЬ ОСТРО. НАСТОЯЩАЯ РАБОТА ПРЕДЛАГАЕТ ПОШАГОВУЮ МЕТОДИКУ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДОБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ФЕСТИВАЛЬ "ТАНЦУЮЩИЙ ГОРОД"
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ. ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. ПЕРВАЯ ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 15 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА (В НОВОМ 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ). МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. -М.: ДСМП НМЦ СВР, 2010. - 82 с.
НИЛОВ В.Н. ИНТЕГРАЦИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ (КЛУБОВ И ЦЕНТРОВ) О МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА г. МОСКВЫ. МОСКОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ХОРЕОГРАФИИ "ТАНЦУЮЩИЙ ГОРОД"
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СТЫКЕ ВЕКОВ
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ ОТВ. РЕДАКТОР В.Н. НИЛОВ - М.: МГУКИ. 2003. - 161 с.
НИЛОВ В.Н. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДОВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ
Проблема профессионального мастерства будущих специалистов-хореографов
чрезвычайно актуальна. Преобразования, непрерывно меняющаяся реальная действительность обуславливает потребность в специалистах-хореографах, не только знающих свое дело, но ориентированных на творчество, предприимчивость, обладающих развитым профессиональным самосознанием и креативностью как важнейшей чертой профессионала-мастера, определяющего в сложных и противоречивых условиях жизнеспособность личности и результативность ее
деятельности.
XXI ВЕК: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ - М.: МГУКИ. 2002. - 215 с.
НИЛОВ В.Н. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА САМОДИЙСКИХ НАРОДОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКИ В ОБРЯДАХ
Традиционная культура самодийских народов: ненцев, энцев, нганасан и селькупов
имеет свою сформировавшуюся хореографическую пластику в обрядах и ритуалах. Большую роль в этом сыграли региональные различия в верованиях народа,
связанного с шаманизмом.
РАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. - ВЛАДИВОСТОК, 2001. - 158 с.
НИЛОВ В.Н. ВОПРОСЫ НАРОДНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА КОМАНДОРСКИХ АЛЕУТОВ
Народное хореографическое искусство Командорских алеутов, сложившееся в своеобразных условиях, интересно в наши дни в силу своей специфики и представляется весьма ценным материалом для изучения русской истории.
Анализ обрядовых и ритуальных танцев алеутов показывает, что они направлены на
то, чтобы умилостивить и задобрить духов охоты и духов убитых животных. Шаманы, своими плясками вызывая духов, действующих на человека в пользу или во вред, лечили их от болезней и несчастий.
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ
ОТВ. РЕДАКТОР В.Н. НИЛОВ - М.: МГУКИ, 2001. - 120 с.
Российское хореографическое искусство не только аккумулировало великое
историческое наследие, но я вило миру такое достижение, как "Русская школа хореографии", которая по сути определила развитие всей мировой хореографической культуры. Проблема учета и оценки хореографического образования студентов вузов культуры и искусств вызывает много споров и дискуссий. Все это говорит о сложности проблемы и, вместе с тем, о ее важности.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАКАНУНЕ НОВОГО СТОЛЕТИЯ.
- М.: МГУКИ, 1998. - 143 с.
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ
НИЛОВ В.Н. ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Для успешной самореализации, самовыражения и раскрытия способностей младших школьников сегодня необходимо уделить большее внимание эмоциональным и чувственным формам воспитания. А в природе хореографии как раз и заложены все эти формы. Именно хореографическая деятельность младших школьников успешнее всего реализует развитие зрительных, двигательных и слуховых форм восприятия, снимает умственное утомление и дает дополнительный импульс для мыслительной
деятельности.
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА/НАУЧНЫЙ АЛЬМАНАХ
ИХОиК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нилов В.Н. доктор педагогических наук, ИХОиК РАО, разработчик и ответственный за научно-практическую конференцию, выступил с докладом: ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ, так же представил журнал THEATRE DU CHATELET, SAISON RUSSE 1909, ИСКУССТВО В ШКОЛЕ 5.2010 с. 64-М. L'Académie russe de l'éducation. L'ÉDUCATION ARTISTIQUE DES ÉCOLES DANS LE DOMAINE DE L'ÉDUCATION CHORÉGRAPHIQUE CONTINUE a eu lieu à l'école n ° 600. V.N. Nilov docteur en sciences pédagogiques, IHOiK RAO, développeur et responsable de la conférence scientifique et pratique, a fait un rapport: ÉDUCATION CHORÉGRAPHIQUE POUR LES ENFANTS ET LES JEUNES, a également présenté le magazine THEATRE DU CHATELET, SAISON RUSSE 1909, ART À L'ÉCOLE 5.2010 p. 64-M.
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МУРОМСКОГО КРАЯ (ТОМ II)
- М.: ГРЦРФ, 2008. 478 с.
Составитель постарался последовательно выдержать изложенную во вступительной
статье первого тома концептуальную идею о включении в издание материала в его
синхронном срезе, т.е. записанного в течении 3-4 лет начала XXI века. Лишь в
некоторых случаях, в частности, в разделе, посвященному хореографическому фольклору, присутствует материал, относящийся к более ранним этапам народного творчества. Это продиктовано необходимостью сохранения редко исполняемых или почти забыты хореографические произведения, имеющих тем не менее, не только
историческую, но и большую художественную ценность.
НАУЧНЫЙ АЛЬМАНАХ. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 3(27)/2007
НИЛОВ В.Н. ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕДВЕЖЬИХ ИГРИЩ: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Традиционный хореографический фольклор хантов и манси является неотъемлемой
частью духовной культуры обско-угорских народов, а медвежьи игрища составляют
основной комплекс их традиционных праздников. Традиционную хореографию хантов и манси, можно разделить на традиционную пластику входящую в обряды и ритуалы,
и не связанные с последними игровые, спортивные и развлекательные пляски. Можно выделить: одиночные мужские и женские пляски, являющиеся имитационно
подражательными и шаманскими плясками; пляски с малым числом исполнителей (2-5 человек) мужские, женские и смешенные, которые в основном представляют пляски-инсценировки (пантомимы); массовые пляски с множеством исполнителей, которые могут быть только мужскими или женскими, но иногда и смешенными. Их
рисунок может строиться по линиям, полукругу и кругу.
СПЕЦВЫПУСК. ЖУРНАЛ БАЛЕТ. МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ БАЛЕТА XX ВЕКА "ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ М. 2003
НИЛОВ В.Н. КТО ПОСТАВИТ НА СЦЕНЕ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ?
Этот вид хореографического образования, который находится как бы в стороне от столбовой дороги академического,
более сорока лет существует в России. Его проблемы, как правило, не обсуждают в печати, хотя в кругах специалистов возникают споры, является ли оно настоящим профессиональным "хореографическим образованием". Речь идет о кафедрах хореографии,
хореографических факультетах, институтах культуры. Между тем, процессы, которые проходили и проходят в стенах этих учебных заведений представляет большой
профессиональный интерес.